Обзор щита управления

Для собственников, принявших решение о приобретении котла с автоматической подачей топлива, будет немало важно ознакомится с описанием щита управления котла КВАТ.

 

Щит управления.

Основной орган управления системы автоматической подачи топлива и котлом в целом. См. Рис.1.

На передней панели расположены контроллеры, позволяющие в зависимости от текущей нагрузки на котел выставить оптимальный режим работы котла, осуществлять контроль за ключевыми параметрами работы котла. Оператор имеет возможность установить интервал между подачами топлива, выставить температуру подающей линии, ограничить давление теплоносителя в системе, ограничить давление в гидравлической системе подачи топлива, выполнить переключение из автоматического режима в ручной и обратно, в ручном режиме управлять толкателем. Все операции, вне зависимости от режима дублируются контрольными лампами.

1 – контроллер-регулятор температуры теплоносителя; 2 – контроллер-регулятор давления в системе отопления; 3 – контроллер-регулятор давления гидравлической подачи топлива; 4 – селектор выбора режима работы щита (ручное управление, режим ожидания, автоматическая работа); 5 – кнопка движения толкателя в котел; 6 – кнопка движения толкателя из котла; 7 – контролер установки и отсчета интервала времени подачи топлива.

И так, более подробно о щите управления:

Основными органами контроля и управления котлом на щите являются три измерителя-регулятора ТРМ1 (см. рис.1), которые осуществляют контроль и управление такими ключевыми параметрами работы котла, как:

Температура теплоносителя (1)
Давление в системе отопления (2)
Давление в гидравлической системе подачи топлива (3)
По каждому из параметров устанавливается пороговая величина, хотелось бы рассказать более подробно, как это работает и для чего это сделано.

Регулятор-измеритель температуры теплоносителя (1)
Контроль за температурой теплоносителя осуществляется в процессе работы котла такими операциями как:

Интервал (частота) подачи топлива
Регулировка вторичного и первичного дутья (для работы с дутьевым вентилятором)
Регулировка тяги при помощи шибера газохода и поддувальной дверки (для работы на естественной тяге)
Как правило, по истечению небольшого времени к оператору котла приходит общее понимание о процессах в котле и с ним связанных. Что дает ему возможность для поддержания заданной температуры подающей линии, эмпирическим путем принять верное решение об установке частоты подачи топлива на нужный интервал, в зависимости от температуры окружающего воздуха и задания руководства. При производстве котлов мы стараемся сделать последующую эксплуатацию максимально комфортной, в то же время учесть наличие человеческого фактора.

Так или иначе существуют ситуации, при которых температура подающей линии может стремительно вырасти, за установленные пределы, вот некоторые из них:

Аварийное (внезапное) отключение электроэнергии (остановка циркуляционного насоса)
Поломка циркуляционного насоса
Засорение магнитно-сетчатого фильтра (снижение производительности насоса)
Утечка в системе отопления, снижение давления в системе
Отсутствие контроля оператора котла
Не верно выставленный интервал подачи топлива
Во всех этих случаях температура теплоносителя в котле несомненно будет расти. В таком случае для недопущения аварийной ситуации и сохранения целостности и работоспособности котла, и сопутствующего оборудования, автоматика отключает, поддув котла, а также подачу топлива, на щите управления загорается контрольная лампа аварии по температуре теплоносителя, в то же время подается громкий звуковой сигнал, для того чтобы оператор котла обратил внимание на сложившуюся ситуацию и принял меры для её устранения. В случае если превышение температуры было не критичным и кратковременным, автоматика запустит работу поддува и подачи топлива в штатный режим, после того как значение придет ниже установленного параметра.

Регулятор-измеритель давления теплоносителя (2)
Несомненно, давление в системе теплоносителя является так же одним из важнейших параметров работы котла, требующих внимания и контроля. В данной ситуации измеритель-регулятор(2) давления теплоносителя так же позволяет нам выставить пороговые значения давления, как на возрастание, так и на понижение, и при отклонении в какую-либо сторону от заданных параметров автоматика так же отключает, поддув котла, подачу топлива, подается громкий звуковой сигнал, оповещая оператора котла об аварийной ситуации вплоть до её устранения.

Регулятор-измеритель давления в гидравлической системе подачи топлива (3)
Так же служит для сохранения работоспособности и безаварийной работы, как гидравлической системы, так и котла в целом. Согласитесь, не всегда удается следить за качеством топлива, тем более, если вы используете отходы деревообработки не со своего предприятия. Крупный кусок топлива (большая палка), посторонний предмет в бункере, способны создать достаточно сильное сопротивление, в данной ситуации оператору котла, будет крайне сложно вовремя среагировать и предотвратить серьезную поломку. Регулятор-измеритель же работает четко, всегда вовремя и корректно. Так же в случае отклонения от заданного параметра по давлению в гидравлической системе, автоматика отключает, поддув котла, подачу топлива, подается громкий звуковой сигнал, оповещая оператора котла об аварийной ситуации вплоть до её устранения. Так же стоит отметить, что щит автоматики укомплектован преобразователем частоты ESQ-1000, что позволяет регулировать число оборотов электрического двигателя гидравлики, тем самым регулировать скорость движения толкателя топлива, что бывает необходимо при изменении фракции топлива. Частотный преобразователь, так же служит в качестве предохранителя и в случае перегрузки отключает питание двигателя гидравлической системы. После перезагрузки (отключение, включение питания) входит в штатный режим.

Селектор выбора режима работы котла (4), предусматривает три положения:
Ручной режим. Осуществляется при помощи кнопок 5 и 6 на щите управления (см. рис.1), Необходим в случае попадания в топливный бункер крупнокусковой древесины, посторонних предметов. Позволяет управлять ходом толкателя топлива в обе стороны с точностью позиционирования до 1 см. Так же используется для возможности обслуживания котла. Так же применяют в ситуациях, когда котел топят в комбинированном режиме (как крупнокусковыми отходами, через топочный проем, так и опилом, щепой одновременно), обычно применяется такой режим при нехватке опила в качестве основного вида топлива, либо в период небольшой нагрузки на котел.
Режим ожидания. Данный режим позволяет осуществлять визуальный контроль за параметрами работы котла, менять пороговые величины на регуляторах 1, 2, 3, 7, в то же время кнопки движения толкателя топлива 5 и 6 становятся не восприимчивы к нажатию.
Автоматический режим. Достаточно удобный режим работы котла, позволяющий при верной установке интервала между подачами топлива, а также верно выставленными первичным и вторичным дутьем (как правило выставляется один раз при пусконаладочных работах), полностью освободить оператора котельной от трудоемкого процесса закладки крупнокускового топлива через топочный проем котла. При данном режиме работы котла в задачу оператора входит следить за безаварийной работой котла и котельной, а также следить за полнотой топливного бункера загружая его с интервалом 2-4 часа, в зависимости от текущей нагрузки на котел. Так же стоит отметить, что работа в автоматическом режиме доступна как при включенном дутьевом вентиляторе, так без него на естественной тяге, и меняется на усмотрения оператора котла в зависимости от качества (влажность и фракция) топлива, температуры окружающей среды, нагрузки на котел.

Программируемое реле времени (7)
Позволяет установить необходимый интервал подачи топлива от 1-й минуты до 99-и. После окончания установленного интервала времени, запускается цикл подачи топлива, который выполняется в следующей последовательности: отключение дутьевого вентилятора, ход толкателя топлива в открытое крайнее положение, пауза 10 сек. для того чтобы топливо из бункера заполнило освободившееся пространство, ход толкателя в крайнее закрытое положение, пауза 10 секунд, включение дутьевого вентилятора, старт отсчета нового интервала между подачей топлива и т.д. Ход толкателя регулируемый. Бесконтактные конечники ограничивают ход толкателя топлива, как в ручном, так и в автоматическом режиме.